Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Переход России к рыночной экономике повлек за собой распространение понятия «инвестиции», как в экономической литературе, так и деловой сфере. На сегодняшний день в зарубежной и отечественной литературе представлены различные точки зрения касательно сущности инвестиций, и различные ученые дают разные формулировки понятия «инвестиция».
Актуальность данной работы заключается в том, что эффективная деятельность компании в долгосрочной перспективе, высокая конкурентоспособность и обеспечение высоких темпов развития во многом определяются степенью его инвестиционной активности и диапазоном инвестиционной деятельности. Ряд вопросов, которые связаны с проведение инвестиционной политики предприятия, требует глубоких теоретических знаний и практических навыков принятия соответствующих управленческих решений в сфере выбора эффективных направлений реальных инвестиций.
Цель данной работы – рассмотреть особенности осуществления инвестиционной политики предприятия «Синтез-Каучук» в современных условиях.
Исходя из данной цели, необходимо решить следующие задачи:
• Определить содержание и значение категории «инвестиции»;
• Рассмотреть цели и принципы инвестиционной политики;
• Представить краткую характеристику предприятия «Синтез-Каучук»;
• Выявить суть инвестиционной политики на предприятии «Синтез-Каучук»;
• Определить суть проекта и проанализировать его эффективность.
Объект исследования – ОАО «Синтез-Каучук».
Предмет исследования – инвестиционная политика ОАО «Синте-Каучук» в современных условиях.
1. Теоретические основы инвестиционной политики организации
1.1 Понятие, содержание и сущность инвестиционной политики организации
Инвестиционная политика предприятия - составная часть общей экономической стратегии, которая определяет выбор и способы реализации наиболее рациональных путей обновления и расширения его производственного и научно-технического потенциала. Данная политика часто направлена на обеспечение выживания в сложной рыночной среде, на достижение финансовой устойчивости и создание условий для будущего развития.
Инвестиционная политика предприятия - это совокупность мероприятий, направленных на обеспечение прибыльного вложения как собственных, так и заемных средств для достижения одной из главных целей предприятия - стабильной и финансово устойчивой деятельности в ближайшей и долгосрочной перспективе. Данная политика целенаправленна на достижение финансовой независимости от внешних кредиторов и создание условий для будущего развития предприятия.
Соответствующая задачам инвестора, инвестиционная политика включает в себя эффективные меры достижения целей предприятия, отражающие низкую степень риска.
Необходимо отметить, что инвестиционная политика, в отличие от таких видов политики, как инновационная, кадровая, экономическая, финансовая, амортизационная, не является стратегией организации. Тем не менее, имея целевую ориентацию на стратегию организации в целом, она «обслуживает» вышеперечисленные виды политик, ориентируясь при этом на реализацию стратегически-значимых проектов и программ развития организации. Четкое распределение финансовых и нематериальных ресурсов между проектами и программами организации является главной задачей инвестиционной политики. Она позволяет создать «портфель инвестиций» направленный на достижение целевых показателей фирмы и ее развитие в целом.
Для разработки инвестиционной политики, организации необходимо следовать основным правилам:
соответствие инвестиционной политики законодательству РФ, регулирующему инвестиционную деятельность;
учет взаимодействия инвестиционных проектов (при многоцелевой политике) и их влияние на все составляющие системы;
обеспечение многовариантности выбора при принятии управленческих решений;
отбор проектов, обеспечивающих максимальную эффективность капиталовложений, прочих равных условиях;
корректировка в процессе реализации инвестиционной политики ожидания результатов деятельности предприятия;
минимизация инвестиционных рисков;
выбор надежных и более дешевых источников и способов финансирования инвестиций;
обеспечение мобильности инвестиций;
прогнозирование возможных преобразований инвестиционной политики в зависимости от изменения внешней среды, что позволит фирме при снижении рентабельности своевременно принять решение о выходе из неэффективного проекта и реинвестировании высвобождаемого капитала.
Принципы разработки и организации инвестиционной политики предприятия:
во-первых, инвестиционная политика нацелена на достижение долгосрочных планов предприятий и их финансовую состоятельность;
во-вторых, необходимо учитывать уровень инфляции и фактор риска;
в-третьих, инвестиции носят целевой характер;
в-четвертых, необходимо акцентировать внимание на наиболее дешевых источниках и методах финансирования.
Инвестиционная политика формируется как сложный процесс, включающий в себя определенный ряд последовательных этапов. Чтобы успешно реализовать запланированные капиталовложения необходимо соблюдать четкую последовательность разработки каждого этапа и принятия соответствующих решений.
Этапы формирования инвестиционной политики коммерческих организаций представлены ниже на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Этапы формирования инвестиционной политики коммерческих организаций
Исходя из рис. 1.1, следует, что формирование инвестиционной политики коммерческой организации представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных этапов:
определение целей и задач;
исследование и учет факторов внешней среды и конъюнктуры рынка, влияющих на выбор инвестиционной политики;
формирование инвестиционной политики предприятия по основным направлениям инвестирования, т.е. определение соотношения объемов реального и финансового инвестирования в процессе предстоящей инвестиционной деятельности;
обоснование типа инвестиционной политики по целям вложения капитала с учетом рисковых предпочтений (консервативной, умеренной или агрессивной);
формирование оптимальной инвестиционной программы, т.е. ведущей к достижению намеченных целей фирмы;
определение объемов и источников финансирования (внутренних, внешних, заемных);
контроль за реализацией инвестиционной программы.
Источник финансирования - это основная проблема реализации инвестиционной политики. Все источники финансирования принято делить на две группы: внешние (к ним относятся: привлеченные и заемные средства) и внутренние (к ним относятся: часть чистой прибыли компании, амортизационные отчисления и т.д.).
Внешняя среда компании - это состояние экономики, инвестиционный климат страны, региона и отрасли. Оценивая инвестиционный климат страны, необходимо учитывать три основных блока: экономическая привлекательность; правовая привлекательность; риски при инвестировании.
Как правило, исследований инвестиционной привлекательности и ее составляющих в отраслевом разрезе не осуществляется. Мы же считаем, что это необходимо, так как способствует эффективному распределению отраслевых капиталовложений; а так же такие характеристики как: размер рынка, уровень конкуренции, темпы роста рынка и этапы его жизненного цикла, наличие крупных конкурентов и угроза появления новых, количество покупателей, наличие рычагов воздействия покупателей и поставщиков, прогнозируемый объем спроса, степень дифференциации товаров (услуг) компаний-конкурентов и т. д. значительно влияют на инвестиционную привлекательность предприятий и проектов и должны быть оценены.
Под инвестиционной привлекательностью отраслей экономики предлагается, понимать совокупность характеристик отдельных отраслей экономики с позиции перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков.
При всем разнообразии подходов к раскрытию сущности инвестиционной привлекательности компании необходимым аспектом ее оценки является определение факторов внутренней и внешней среды, которые ее формируют.
Внешняя среда компании - это состояние экономики, инвестиционный климат страны, региона и отрасли. Оценивая инвестиционный климат страны, необходимо учитывать три основных блока: экономическая привлекательность; правовая привлекательность; риски при инвестировании.
Экономическая привлекательность в масштабах страны зависит от общего состояния экономики, отражающегося в макроэкономических показателях, от общего уровня и квалификации рабочей силы, развитости инфраструктуры, размера внутреннего рынка, уровня технологического развития, инновационного потенциала и многих других факторов. Правовая привлекательность отражает условия и простоту ведения бизнеса в стране, степень защиты интересов и владельцев бизнеса.
При инвестировании возникает огромное количество рисков, которые могут быть политическими, экономическими, валютными, социальными, экологическими. К рискам
инвестирования в масштабах страны, например, относят: уровень криминализации государственных структур; уровень нарушений прав человека; уровень демографического давления; уровень влияния групповых элит; уровень влияния аппарата государственной безопасности; степень вмешательства других государств
После оценки инвестиционного климата страны следует перейти к изучению инвестиционного климата региона. Он складывается из восьми частных потенциалов, представленных на рис.1.1.
Оценивая региональную привлекательность, следует учитывать показатели использования каждого из этих потенциалов. При этом ключевую роль будут играть финансовое развитие, инновационный потенциал, развитость инфраструктуры, социальная безопасность, ресурсное обеспечение и географическое положение. Величина инвестиционного риска в регионе зависит от реализуемой социально-экономической политики.
Рис. 1.1 Составляющие инвестиционного потенциала региона
Оценка внешних факторов при сравнении инвестиционной привлекательности компаний важна, но инвестору не обязательно проводить ее самостоятельно. Инвестиционный климат страны одинаково влияет на все хозяйствующие субъекты, а оценку инвестиционной привлекательности регионов проводят рейтинговые агентства. В России к таким рейтингам пока относятся настороженно, предпочитая опираться на рейтинги кредитоспособности. Однако вторые предназначены, прежде всего, для лиц, заинтересованных в покупке долговых ценных бумаг, а рейтинги инвестиционной привлекательности - для инвесторов, которые планируют открытие или приобретение бизнеса на территории региона. При составлении таких рейтингов оцениваются трудовые ресурсы, условия ведения бизнеса, инфраструктура и другие факторы.
Еще одна важная группа внешних факторов - показатели оценки инвестиционной привлекательности отрасли. На данном этапе следует анализировать такие факторы как ценность для потребителей, емкость рынка и его ключевых сегментов, оцениваемые по объему продаж, уровень диверсификации рынка, уровень платежеспособного спроса и его эластичность, число ключевых игроков, концентрация продавцов и покупателей, чувствительность рынка к уровню обслуживания, изменениям внешних факторов, цикличность и сезонность отрасли, темпы роста отрасли, отраслевая норма прибыли, влияние государства в отрасли и др.
В настоящее время очень важным фактором, характеризующим привлекательность отрасли для инвестора, является ее реакция на экономические кризисы. Наиболее привлекательными компаниями для инвесторов в условиях кризиса считаются компании, производящие товары первой необходимости, включая продовольствие, а также компании, которые этим торгуют, поскольку спрос на эти товары неэластичен, и энергетические компании, поскольку топливо является основным ресурсом развития производственного сектора экономики.
Анализ внешних факторов важен при оценке инвестиционной привлекательности любого предприятия, но для публичных компаний он имеет первоочередное значение. Очень часто в качестве основного индикатора инвестиционной привлекательности публичной компании выступает ее капитализация, которая обуславливается ценой ее акций. В свою очередь цены акций подвержены сильному влиянию общего состояния экономики страны и отражают не только текущую ситуацию, но и будущие ожидания участников фондового рынка. Таким образом, изменения факторов внешней среды неизбежно приводят к изменению рыночных цен на акции, которые отражают инвестиционную привлекательность эмитента.
Проанализировав факторы внешней среды, можно получить представление об опасностях и открывающихся для компании новых возможностях. После этого можно переходить к анализу внутренней среды, чтобы выяснить, обладает ли компания внутренним потенциалом для того, чтобы защититься от этих угроз и воспользоваться предоставляемыми возможностями. При рассмотрении внутренних факторов выявляются сильные и слабые стороны компании, которые формируют ее конкурентные преимущества и направления.
Все внутренние факторы инвестиционной привлекательности компании можно разделить на 5 групп (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Внутренние факторы инвестиционной привлекательности
Группа факторов Факторы инвестиционной привлекательности
Организационная структура управления компании структура управления, определяющая иерархию и должностную ответственность подразделений и сотрудников
квалификация и соответствие сотрудников предъявляемым им требованиям
система документооборота и организационно-правовая структура
Корпоративная структура компании структура акционерного капитала
структура собственности: филиалы и представительства, доли участия в уставных капиталах дочерних и зависимых компаний, долгосрочные финансовые вложения
вхождение в финансово-промышленные группы
система взаимоотношений собственников и менеджеров
Конкурентная среда компании доля рынка, занимаемая компанией
сильные и слабые стороны конкурентов
конкурентные преимущества и рыночные перспективы компании
Производственный потенциал компании наличие и срок действия лицензий и разрешений на осуществление основной производственной деятельности
запасы и источники основных видов сырья
наличие, состояние и мощность основных производственных фондов, эффективность их работы
возможность расширения основной производственной деятельности, обновления фондов, их перепрофилирование
Финансово - экономическое состояние компании риск ухудшения структуры активов и пассивов
наличие актуального бизнес-плана, соответствующего масштабам деятельности
наличие скрытых убытков
Ключевую роль в формировании инвестиционной привлекательности компании играет финансово-инвестиционная состоятельность компании, ее приоритеты развития и цели.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алешкевич Г.В. Инвестиции в реальный сектор как способ осуществления промышленной политики в разных странах: Учеб. пос. АГТУ. - Барнаул: Издательство АГТУ, 2010. - 97 с.
2. Амосенок, Э. П. Интегральная оценка инновационного потенциала регионов России // Регион: экономика и социология. – 2006. –№ 2, – С. 136
3. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике // Вопросы экономики. - 2011. - №7. - с. 104 - 115.
4. Бланк И. А. Основы инвестиционного менеджмента. - К. Эльга-Н, Ника-Центр, 2001. – 321 с.
5. Бондаренко Н. А.. Инвестиционная привлекательность и ее составляющие // Ученые заметки ТОГУ. – 2015. - № 4
6. Бочаров В. В. Инвестиции: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
7. Волкодав, Ю. П. Инвестиционная политика современной России/ под ред. Е. А. Олейникова. – М.: Рос. экон. акад., 2001. – 410 с.
8. Газизулина И. Инвестиции и инвестиционный потенциал: Экономический потенциал и факторы формирования // Аналит. банковский журнал, 2000. - № 9. - С. 50–58.
9. Губский Б.В. Инвестиционные процессы в глобальной среде. - К.: «Научная мысль», 1998. – 144 с.
10. Кирсанов, К. А. Инвестиции и антикризисное управление. – М.: МАЭП; ИИК, «Калита», 2000. – 180с.
11. Костерова, Р. Я. Оценка уровня рационального использования экономического потенциала региона. – М., 2005. - №1, – 192 с.
12. Кохно, П. Модель будущего. – М.: Алгоритм, 2013. – 752 с.
13. Краснова В. А. Инвестиции и инвестиционная деятельность региона: теоретический аспект, 2015. - №9. - С. 636-642.
14. Маршалл А. Основы экономической науки. – М.: Эксмо, 2008. – 832 с.
15. Митяков, Е. С. Разработка математических методов анализа и прогнозирования поведения индикаторов экономической безопасности. – Нижегород. Гос. университет. – Нижний Новгород, 2012. – 23 с.
16. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА, 2001. – 572 с.
17. Перепелица, В. А. Математические модели и методы оценки рисков экономических, социальных и аграрных процессов. – Ростов н/Д.: Издательство Рост. университета, 2002. - 208 с.